Бармаглотов (mcjabberwock) wrote,
Бармаглотов
mcjabberwock

Размышления о школьной резне

Оригинал взят у mary_bred_show, отсюда

      Как-то кучно пошло, до весны ещё жить и жить, а школьники уже как с цепи сорвались,
даже отсутствие короткоствола их не останавливает, и то сказать, кто не хочет делать, находит причины, а кто хочет - возможности. Стало быть, хотят они поубивать всех вокруг.
      Понятно, что каждый такой инцидент - в какой-то степени случайность, но само возникновение случайностей в общем-то закономерно. Причин, на мой взляд, минимум две.

      Во-первых, полное отсутствие школьных коллективов. Человек - животное стадное, но при этом каждый является эгоистом, и чем меньше особь, тем её эгоизм больше, совсем мелкие детки просто эгоцентристы. Это не является никакой тайной, а потому не является неожиданностью и тот простенький факт, что общество должно предпринимать целенаправленные шаги, чтобы вписать подрастающего члена в свои ряды. И начиная со времён пещер разные общества такие шаги предпринимали, а теперь вот у нас вдруг решили, что это всё не нужно. Ну дураки были предки, а вот теперь народились умники.

      До того, как современная цивилизация набрала обороты, таковым коллективом являлась семья, за редким исключением довольно-таки многочисленная. Дело даже не в рождаемости (всё равно потомство исправно вымирало до достижения пятилетнего возраста), а в хозяйственной деятельности, заставлявшей объединяться близких и отдалённых родственников. Потом вид этой самой хозяйственной стал меняться, что вызвало разные катаклизЬмы и попутно явило беспризорных детишек, прямо скажем, это был сюрпри-и-из. До того-то таких детишек ещё в нежном возрасте расхватывали на разные работы, а тут вдруг они в осадок выпали, оказались лишними в новых экономических условиях. А кто не работает, тот, известно, и не ест. Но помимо угрозы голодной смерти значительной части подрастающего поколения, общество осознало: этих оглоедов мало тупо накормить, им нужно создать условия для встраивания в это самое общество. Заново создать, поскольку раньше нужды в этом не было.

      Не буду излагать историю коммун, пионерской и комсомольской организаций и прочих детских объединений, просто отмечу, что они были не излишеством и не инструментом для промывания мозгов (их и в прежних семьях промывали так, что мама не горюй), а жёсткой необходимостью. Ну не может незрелая особь по достижении какого-то возраста вдруг сразу вписаться в огромный мир, ей нужен полигон для отработки навыков такой вписки. Вот полигоны и создали. Понятно, что, как и в любой учёбе, там были и отличники, и двоечники, но в целом они своей цели достигали и крепкий троечник приходил во взрослый мир с умением учесть интересы других и по возможности отстоять собственные.

      Ну а потом случилось то, что случилось: полигоны были объявлены вредным пережитком и ликвидированы под радостные завывания двоечников. И ситуация вернулась туда, где она была в дополигонную эпоху, к социально заблудившимся беспризорникам. Понятно, что они не голодают (ещё не хватало), но в остальном точно так же, как и прежние, ощущают себя затравленными одиночками в стае волков, где никто не поможет, но любой утопит. И современная семья тоже не может помочь им, потому что нет никакой разницы, из одного или из нескольких индивидуумов состоит затравленная ячейка одиночек - она слишком мала, чтобы противостоять стае. А ничего иного нет.

      Вместо целенаправленного создания хотя бы коллектива класса как модели общества современная школа целенаправленно же провоцирует вражду всех со всеми даже в этом жалком объединении. Стукачество соседа по парте, возводимое в систему, отвратительно, никакие судорожно введённые курсы этики не помогут. Ученик ученику не друг, товарищ и собрат по несчастью - он конкурент, причём не в учёбе, а в битве за благосклонность учителя, так что эксцессы в виде буллинга или резни закономерны.

      Во-вторых, современное образование анти-гуманистично. Оно не рассматривает ученика как человека, которому нужно набрать определённый опыт перед выходом во взрослую жизнь. Школа не ставит цели не только вписать эгоиста в общество, но и вписать бездельника в рабочее место. Она прежде всего не учит навыку приобретения необходимых знаний и умений для принятия решений, а это, в сущности, и есть человеческая деятельность. Говорят, она воспитывает потребителя, но и тут у меня большие сомнения.
      Человек смертен, время его жизни - невосполнимый и самый ценный ресурс, никто не может позволить себе бездумно его тратить. Поэтому главное, чему нужно научиться - определять масштабы своего проникновения в проблему. К примеру, если нужно купить пылесос, можно полгода шляться по сайтам производителей, сравнивать характеристики, читать профильные форумы, а можно просто рискнуть не слишком-то большой суммой и купить то, что посоветует консультант в магазине. Обе позиции имеют право на существование, но только в одном случае: если выбор позиции сделан самим человеком, чьё время будет убито, а не кем-то за него. Директивно навязывать тщательное исследование того, что давно исследовано, негуманно.

      Но именно этим негуманным славится современная школа. Интернет породил иллюзию доступности информации, при этом совершенно забыто, что нужна не любая информация, а необходимая, и лучше, если она будет минимально необходимой для принятия решения, в этом смысле человеческая лень - эволюционное достижение, способствующее выживанию. Профессионалу нужно больше такой информации, чем дилетанту, но всё равно не бесконечное количество, иначе работать будет некогда. Определение объёма необходимых знаний для приобретения конкретного навыка - основа любого курса обучения, увы, в нынешней школе нет ни одного предмета, отвечающего этому требованию. Там нет курсов, а есть только бездумное накачивание информационным мусором безо всякой связи с конечным результатом. Глупо ожидать гуманизЬма от того, кем не дорожат настолько, что превратили в беспомощную помойку.

     И что делать-то будем, реформаторы?


This entry was originally posted at https://mcjabberwock.dreamwidth.org/513858.html.
Tags: психология
Subscribe

  • Православная ИСТИНА, такая православная

    Полный (и официальный!) текст — тыц в картинку. Он прекрасен. Есть, правда, проблема: оный текст разжёг во мне ненависть к православию…

  • Церковь в РФ отделена от государства ???

    Федеральная служба судебных приставов РФ, а также Русская православная церковь достигли соглашения о совместной работе в борьбе с должниками.…

  • Немного о духовности

    В Российской империи ещё со времен Петра I действовал указ: «За «небытие на исповеди» с разночинцев и посадских людей в первый раз взимать…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments