Бармаглотов (mcjabberwock) wrote,
Бармаглотов
mcjabberwock

Category:

Г.С. Петров. Для чего нужна свобода?

Оригинал взят у pronweb в Г.С. Петров. Для чего нужна свобода?
DSC09462.JPGВспомнив, что где-то в недрах моего книжного шкафа хранится коллонтаевского духа справочник по этике коммунистической молодёжи, я начал раскопки. Очень быстро моё внимание захватила листовка 1906 года с заглавием «Для чего нужна свобода?» и дырой, проеденной мышами. Сразу, в поисках автора, смотрю в конец текста. Написано: «священник Г.С. Петров». В голове у меня лёгкое чувство дежавю. Будто вижу я слово «свобода» в заголовке, слово «священник» на последней странице, высокую плотность употребления слова «Бог», читаю статью по диагонали и решаю, что вряд ли такое чтиво будет мне по нраву. В этот раз я падаю в кресло и начинаю читать. Это нечто. Крутейший и удивляющий своей актуальностью манифест о свободе совести, правах человека, здравом смысле и балансе между частным и публичным интересом. Я проникся настолько, что даже перепечатал текст. Википедия подсказала по поводу другой работы Петрова: «в ней много души, ясной и глубоко верующей души… Её написал поп и так написал, как вообще попы не пишут», — из письма Максима Горького Антону Чехову. Всё так и есть.


Для чего нужна свобода?


Почему люди так страстно добиваются свободы и добившись её, почему так восторженно радуются? В чём благо и радость свободы? И если свобода — великое благо, то почему, когда одни, жертвуя своим счастьем и даже жизнью, добиваются её для себя и всего народа, — другие с такой силой противятся требованиям свободы? С такой ненавистью и беспощадной жестокостью хотели бы истребить всех, кто добивается свободы? Как может случаться, что народ и правительства, у которых, кажется, только и есть одна цель — устроение общими силами порядка и благополучия в родной земле, как они могут сталкиваться между собой? Из сотрудников-друзей вдруг обращаться в страстных врагов, с яростью ведущих между собой то тайную, то явную борьбу? Подобная вражда и даже борьба между народами и правительствами — дело, конечно, печальное. По-настоящему, должно бы быть полное единение. А если согласия между народом и правительством нет, то это уже — болезнь, несчастье страны. Где причины этого несчастья? Где корень болезни?

Причины этого разделения между народом и властями лежат в грубости и жадности человеческой природы, в заботе больше о себе, чем о других, в непонимании сильными и властными людьми своих обязанностей.

Вы заметьте, борьба между народами и правительствами всегда вертится около двух требований: одни требуют дарования прав, другие требуют соблюдения обязанностей. Народы требуют себе прав, правительства тычут народу его обязанности. Когда же народы подымают речь об обязательствах правительств, — правительства громко и властно твердят о своих правах. И в этих спорах честному и справедливому человеку чувствуется всегда, что права и обязанности между народами и властями распределены не поровну. Правительства берут себе «верхи», больше помнят о правах, а народам достаются чаще «низы», остаются одни обязанности.

По Божьей правде значится так: «Сын человеческий, то есть Христос Спаситель, пришёл не за тем, чтобы Ему служили, а, чтобы Он Сам послужил другим». И дальше сказано в этой Божьей правде: «Кто у вас наибольший, тот будь всем слуга». «Кому много дано, с того много и взыщется», то есть у кого много сил, много власти, тот больше всех и должен служить общему благу.

Отсюда ясно, что всякая власть по Божьей правде, если она подымает речь об обязанностях, то прежде всего должна говорить о своих обязанностях. Думать прежде всего о долге правительства служить народу, свято чтить народные права.

Так по Божьей правде. Так и по человеческому разуму. Ведь что такое всякое правительство? Правительство, это — рулевой на большой, нагруженной барке.
Все гребут, тянут бечевой, нагружают и выгружают, а одного приставили к рулю: — Стой на корме. Направляй туда-то. У него своей воли быть не может. Он не хозяин барки. Он — приставленный к делу. Так и правительство. Оно — ставленник. Чей ставленник? Народа. Народ поручает правительству устраивать благополучие страны, укреплять правду в ней.

Так, учителям мы поручаем обучение детей. Врачам — лечение наших больных. Инженерам поручаем сооружение дорог, мостов, укреплений. Художникам заказываем картины. Портным заказываем шить для нас платье. И ясное дело, — портной и не подумает шить для нас платье, как ему угодно: по какой вздумается мерке, какого понравится ему фасона. Он снимает с нас мерку. Предложит выбрать материю. Спросит, что именно и какого фасона мы желаем себе сшить. Теперь: если портной штаны нам шьёт непременно по мерке и по нашему выбору, вкусу и заказу, то как же не штаны и пиджак, а весь обиход нашей жизни, весь строй государства, все законы и распорядки могут быть выбраны, скроены и сшиты без спроса, без ведома, не говорю уже против воли народа? Заказчик ведь народ. Ему ведь приходится законы и предписания на себе носить. А правительство — только портной. Его дело — делать, что ему поручат, что народ прикажет, какой от всей страны заказ ему будет дан. Правительство — только исполнитель народной воли.

Хозяин страны — народ, а правительство — слуга народа.

На деле, с глубокой старины, с давних седых времён повелось не так. И не по правде Божьей и не по разуму человеческому, а как раз наоборот. Правда Божья из жизни государственной была выкинута вон. Разум человеческий поставлен вверх ногами. Правительства государств из слуг народных обратились в господ над народами. Стали не служить народам, а властвовать над ними. Народы из хозяев страны превратились в рабов. В своём собственном доме, в своей родной земле, которую они строили трудами и защищали кровью, потеряли всякую власть и значение. С народом не считались. О его воле не думали. С его потребностями и желаниями не справлялись. Государственная жизнь шла, как было угодно людям, стоящим во главе правительства. Хотели они воевать, — воевали. Хотели с правительствами других стран заключать союзы, — заключали. Нужны ли народу эти войны, полезны ли новые союзы, не губят ли они страну, — об этом с народом не говорили. Сотни тысяч людей посылали туда-сюда. Заставляли их делать одно-другое. Требовали средства Бог весть на что и расходовали неведомо как.
Достатки страны, плоды тяжких народных трудов, сама жизнь народа были как бы полной собственностью правительства. Правительство не справлялось у народа о его воле, не знало её и знать не хотело. Оно предписывало народу свою волю и строго требовало исполнения её. Такая власть была не право, а насилие, и подобное правительство, по суду правды Божьей, переставало быть правительством.

Слово «правительство» происходит от слова «править», самому идти и других вести правым путём, направлять, выправлять. Там, где такой правоты у власти не было, там не было правительства. Там могло быть и, действительно было только самоуправство.
Самоуправство правительства и бесправие народа. Так исстари устанавливались по человеческой неправде всюду взаимные отношения правительств и народов. Так было и у нас.
Шло, однако, время. Как ни толста была кора неправды человеческой, наросшая на жизни, — правда Божья всё же просачивалась сквозь плотную толщу. Дух Божий не переставал носиться над бесправными, пригнетёнными и отупелыми людьми, и в тьме общего бесправия то там, то сям лучшие души в народе непрестанно зажигались Божьим огнём и освещали мрачные потёмки самоуправства одних и бесправия других.

Раздавались крики негодования неправдой человеческой. Слышались слова грозной укоризны самоуправцам, призыв к бесправным — воспрянуть духом.
Подымалась тревога. Самоуправство боялось громких и смелых речей. Слова о правах бесправного народа считало преступлением. Гнало эти слова, теснило их, силилось заставить умолкнуть. Но честное, правдивое, смелое слово любви к народу есть могучая, несокрушимая сила. Это — сила нравственная. Сила правды. Сила истинного права. Это — самый властный правитель.
Насилию с этой силой было не справиться. Но насилие, самоуправство не хотело добровольно уйти. Оно веками обжилось. Считало своё положение законным, освящённым давностью. Предстояла долгая, упорная, нещадная борьба. Борьба Давида, отрока Божьего, с насильником Великаном-Голиафом. Голиаф закован был в железо и шёл с тяжёлым мечом. Юный Давид шёл с пращей правды Божьей. Он шёл расковать духовно порабощённый народ. Снять цепи с воли народной. Отвалить камни, заграждающие исток народного ума. Он, этот светлый, юный Давид, шёл с волшебным, чудодейственным словом:

— Свобода!
— Свобода совести народа!
— Свобода народному уму!
— Свобода воле народа!
— Свобода человеку!
— Свобода человеческой жизни! Свобода жизни, достойной человека!

— Все — люди. Все с равными правами. Нет угнетённых. Нет презренных. Все равные работники и строители царства правды и царства общей радости, общего блага в родной земле. Больше, — в общем братском, общечеловеческом мире. Все выходите смело в жизнь. Все свободно напрягайте свои силы на устроение жизни. Ни один не оставайтесь в подполье. Свет и радость жизни — право и достояние всех.

Вот на что и для чего была нужна свобода юному Давиду, — пробудившемуся сознанию народа. Порабощённые и усыплённые веками ум и совесть народа, наконец, проснулись. Увидели вдали яркий свет правды Божьей. Но этот свет был ещё вдали. Далеко от них. До него надо было дойти. И народ встал, чтобы идти. Встал, чтобы добыть возможность строить свою жизнь по правде Божьей, а не по правде полицейской. И свобода добыта.

Слава Давиду!
Слава юношам и старцам с юными сердцами, которые пращей правды сразили Голиафа!
Слава им!
Вечная память павшим! Слава живущим!

Привет рождённой в муках страдания свободе! И да пройдёт она царственно по всему лицу русской земли и да будет каждое прикосновение её прикосновением светлого обновления жизни! Да освободит она руки рабочего и крестьянина от кровавых мозолей, их святой труд — от кабалы рублю! Да освободит ум миллионов от векового невежества, а сердце народа — от мрачного наследия рабского гнёта: насильников — от веры в насилие, пригнетённых — от раболепства и пресмыкания. И да породит рождённая свобода во всех и всюду высокий и сильный дух свободных людей, дух истинных детей свободы! «Познайте истину, и истина вас сделает истинно свободными».

Священник Г.С. Петров.



This entry was originally posted at http://mcjabberwock.dreamwidth.org/433310.html.
Tags: идеология
Subscribe

  • Большой коммунистический тупик

    В действительности не существует никакой записанной на уровне подсознания и генетики человеческой природы. Эта фраза — из ролика "Почему…

  • Вспоминая СССР

    Попался на глаза такой вот буквально взывающий к помощи текст Меня мучает вопрос, почему уже зрелые люди, которые жили в СССР, получали советское…

  • Заметки после "Восстания"

    Есть множество причин, почему нужно присоединяться к восстанию против масс. Одна из них – масса идёт в ад и всех за собой тащит. Вторая…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments